Радость Вселенной «Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней», — глаголем мы ныне дивными всерадостными словами праздничного тропаря. Поистине, праздник Рождества Пресвятой Богородицы — первый великий двунадесятый праздник в наступившем новом церковном году есть торжество великое и радостное. По слову святителя Андрея, архиепископа Критского, «настоящий праздник есть для нас начало праздников. Служа пределом закону и преобразованиям, он вместе служит дверью к благодати и истине <…> Светлое и явное нисхождение Божие к людям должно иметь радостное начало, вводящее к нам великий дар спасения. Таков и есть настоящий праздник, имеющий началом Рождество Богородицы, а концом — соединение Слова с плотью, это славнейшее из всех чудес, непрестанно возвещаемое, необъемлемое и всегда непостижимое». Рождение Приснодевы Марии зримо запечатлело наступление времени, когда начали исполняться великие и утешительные обетования Божии о спасении рода человеческого от рабства греху, проклятия и смерти, и было овеяно чудесным действием спасительного Промысла Милосердного Создателя. Родители Ее — праведные супруги Иоаким (происходил из рода пророка и царя Давида) и Анна (из рода первосвященника Аарона) долгое время были бездетны, за что терпели несправедливые поношения. В сердечном уповании и великом смирении молились они Господу, а Дитя, которое пошлёт им Господь, обещали посвятить Ему. Прошение благочестивой четы было исполнено, и сам Архангел Гавриил возвестил святым супругам о рождении Богоизбранной Дочери, ради Которой «благословятся все роды земные», и Которой «дается спасение всему миру». Как прекрасно глаголет об этом святитель Иннокентий (Борисов), архиепископ Херсонский и Таврический, так много потрудившийся на нашей Богохранимой Крымской земле: «Подлинно, братие, Сам Господь сотворил день сей, да возрадуемся и возвеселимся в онъ (Пс. 117; 24). Без Его всемогущей силы Иоаким и Анна не произрастили бы плода, от коего питается теперь вся вселенная. Если мы не можем сказать, чтобы Спаситель мира не явился в мире, когда бы не было Марии, то можем и должны исповедать, что Он явился в мире не прежде, как произошла на свет Мария, и явился от Марии. Посему одно рождество Бога Сына превосходит важностью рождество Богоматери». Да послужит всем нам, дорогие братия и сестры, этот великий спасительный праздник в обновление души, дабы могли мы в чистоте сердца соборно воспевать праздничное величание дня сего: «Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей, и всеславное славим рождество Твое»!
† Лазарь, Митрополит Симферопольский и Крымский
|